Жалость к самому себе не уживается с силой. Настроение воина призывает к контролю над самим собой и в то же самое время оно призывает к отрешенности. -- Карлос Кастанеда

Почитать

В Кунг-фу нужно время что бы достичь мастерства. Кунг-фу может владеть и художник, и мясник, который так искусно рубит мясо, что его нож никогда не касается кости. Изучай форму, но ищи отсутствие формы, слушай беззвучие. Изучи все, затем забудь все. Изучи путь, затем ищи свой путь. Кунг-фу может владеть и музыкант, и поэт, который живописуя словами, заставляет императоров рыдать, это тоже Кунг-фу. Но не давай этому имени, оно подобно воде – нет ничего мягче воды, однако, она сокрушает скалу, она не сражается, она обтекает противника. Бесформенный, безымянный, подлинный мастер скрыт в человеке. Ты сам можешь высвободить его.

К/Ф "The Forbidden Kindom" ("Запретное Царство")

Кун фу (Kung Fu) в дословном переводе с китайского, Кун - работа, фу - время. Таким образом, Кун фу - это любое личное достижение или приобретенный навык, полученный в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и искусство владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в бою.

Форма или принцип?

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Встав на Путь боевых искусств, в частности Айкидо, ученик рано или поздно приходит к вопросу, что важнее форма или заложенный в ней принцип?

Попробуем в этом разобраться. Начать стоит с иероглифа: До (Путь). Когда у учения появляется этот иероглиф?

Когда основатель или группа исследователей смогли, путём исследования и практики, выкристаллизовать из всей массы движений, присутствующих в том или ином стили или направлении, принципы.

Понимание принципов — это более глубокий уровень понимания. К этому выводу неизбежно приходят все изучающие Айкидо.

Идя по жизненному пути, мы часто говорим о более глубоком миропонимании, мироощущении и мировоззрении того или иного человека, также и в Айкидо и других боевых искусствах, мы видим человека по изменению его понимания, ощущения и воззрения на изучаемое искусство.

В какой-то момент ученик начинает понимать принцип, ощущать принцип, и его воззрение меняется в сторону от формы приема к сокрытому в ней принципу. Принцип, заложенный в приёме, не является секретом, он является тайной и это глубокое отличие. Секрет можно легко рассказать другому, а он расскажет следующему и так далее, а вот с тайной так не получится, тайну можно напечатать даже в газете или популярном журнале с многомиллионным тиражом, поймут её лишь способные её понять. То есть тайна — это внутреннее понимание, а секрет внешнее. Секрет не требует внутреннего роста и перемен в миропонимании, мироощущении и мировоззрении, а тайна требует.

Читая книги, написанные Мастерами высокого уровня, задаёшься вопросом, а на каком уровне или в какие сроки человек вставший на Путь Айки, переходит от формы к принципу. И понимаешь, что такого ответа не существует. Этот процесс весьма индивидуален. Если вспомнить концепт Сю Ха Ри, то понимание принципов и владение ими это стадия Ри. То есть это пройденные в совершенстве стадии Сю и Ха. Но стадия Сю – это пятый дан. Это четкое и уверенное владение всеми формами базового курса Айкидо. И только там начинается стадия Ха. Свободно владея своим стилем, ученик начинает исследовать, ставить эксперименты, ломать формы, смешивать их в поисках сокрытой в них тайны, тех самых принципов. И долго ли продлится это исследование? Тут мы можем ответить лишь косвенно, говорят, что оно заканчивается с получением девятого или даже десятого дана. То есть девятые и десятые даны полностью раскрыли принцип, того или иного искусства. До этого они были в поиске, они исследовали форму, на предмет сокрытых в них принципов.

Книга Мицуги Саотомэ «Принципы Айкидо» казалось бы уже во введении дает ответ: «Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже.» и «Кто из Учителей прав? Какой способ выполнения ката правилен? Каков точный способ выполнения ката? Мне кажется, что все разные способы правильны, и при этом ни один нельзя назвать единственно верным.»

Но не всё так просто, иначе бы не было бы этой замечательной книги. Зачем Мицуги Саотомэ пишет эту книгу? Мой учитель говорит, что книга — это всегда исследование, и попытка создать коллективный разум для более глубокого исследования, описываемого в книге. И это относится к любой книге, даже к художественной литературе, и уж тем более к научной, к исследовательской литературе, к которой относится «Принципы Айкидо». То есть в 1989 году имея стаж в Айкидо 34 года, Мицуги Саотомэ ещё ищет ответы. Сейчас стаж в Айкидо у Мицуги Саотомэ шестьдесят восемь лет, но, к сожалению, новых современных книг написанных им нет. Что это может значит, возможно исследование закончено и принципы найдены, и открыв их он понял, что это невозможно выразить словами, нет смысла писать книгу. Всё уже сказано, принципы никто не скрывает, их говорят на каждом занятии и в каждой книге, каждая форма выполняемая в додзё содержит эти принципы, нет секрета есть тайна, понять же тайну можно только самому, её вам не сможет открыть кто-то другой, в зале или в книге.

Также мы можем вспомнить слова сенсея Тсутому Чида, главы школ Ренсинкай Айкидо, он рассказал на семинаре в Москве, то, что говорил Морихей Уесиба: «Первый этап — это постижение Земли, это камаэ, собственная устойчивость, Второй этап это Вода, поиск слабых мест противника, его разбалансировка, и Третий это – Воздух не сопротивление противнику. О-сенсей выделял на каждый из этих этапов минимум по десять лет».

И это тридцать лет на понимание основы. Тридцать лет практики. И тут можно вернуться к Мицуги Саотомэ, который после тридцати четырёх лет практики задался вопросом: «Принципы Айкидо».

Вспоминается прочитанное о квантовой физике, там есть способ отличить человека, который точно ничего не понимает в квантовой физике, он будет утверждать, что понял квантовую физику.

В восточной традиции говорят, что просветлённый Мастер никогда не скажет о себе что он просветлённый.

Морихэй Уэсиба, за несколько лет до своего ухода, в интервью, говорил, что он ещё ученик, что он всё ещё исследует Айкидо.

Подводя итог хочется сказать о всём том многообразии форм, встречающихся в Айкидо, вы можете увидеть десятки разных вариаций шихонаге или икаджо, техника будет называться одинаково, но иногда и чёрному поясу будет трудно уловит их сходство. Форма может весьма отличаться, но заложенный в ней принцип одинаков. Именно принцип делает форму эффективной и реалистичной.

Но принцип невозможно понять без формы, Мастера придумывают эти формы, чтобы помочь нам понять принцип, иногда сенсей может на одном семинаре дать двум разным ученикам, две немного отличающиеся формы, сделать акценты на разном, и это может показаться странным. И в обсуждении после семинара даже может вызвать споры и не понимание между учениками, посетившими семинар.

Но важно понимать какую задачу ставит перед собой сенсей. Если его задача в том, чтобы вы поняли принцип, поняли основу, то он будет трансформировать форму под вашу реальность, сохраняя её принцип и эффективность.

Если ученик стремится понять принцип, ему будет не столь важна форма, которую даёт Мастер, вить поняв принцип, ты сможешь с лёгкостью повторить всё многообразие форм, того или иного приёма.

Несмотря на всё сказанное, нужно понимать, что сенсей каждой школы выбирает из всего многообразия форм одной техники, некую основную, ту которую он дает на каждой тренировке, и это обусловлено необходимостью говорить на одном языке со своими учениками.

И поэтому бывает, что сенсеи разных школ одного направления, дают немного отличающиеся формы, ставят акценты на разном. В этом нет противоречия. Вспомним слова Морихэя Уэсиба: «Множество дорог ведут к вершине горы Фудзи. Но вершина эта одна – Любовь»

Лазарев Сергей.

Вера и разум – это как бы два крыла

“Вера и разум – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины” (Иоанн Павел II, Энциклика Fides et Ratio).

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

    На тренировке есть ряд трудностей для ученика и учителя, о которых хочется рассказать отдельно.
   Первая трудность – это вера. Ученик должен поверить учителю, а учитель обладать навыками, умениями и знаниями, которые столь превышают понимание ученика, что ему остаётся только верить. Вторая трудность – это научится отличать ум от разума и приложить максимум усилий, чтобы ум за разум не зашёл.
   После тренировки старшей группы, в холле я встретил Владимира, папу одного из моих учеников Александра Шевченко, и рассказал, что одной из трудностей на тренировке является понять, что без веры невозможно обрести знание. На начальном этапе обучения ученик верит в учителя и много раз повторяет за учителем движение, корректирует и вновь повторяет. В начале практика не даёт результата, и лишь по прошествии многих тренировок вера даёт росток понимания и листки знания. Владимир, рассказал о том, что в его практике преподавания квантовой физики есть точно такая же задача, ученик должен долго двигаться в обучении опираясь на веру. В беседе прозвучала фраза о том, что вера и разум – это два крыла на которых мы движемся к истине.
   Я нашел это высказывание Иоана Павла II и решил поделиться размышления о нём и применении его при обучении, не важно айкидо это или футбол, рисование или математика. Начнём со второй трудности. В высказывании Иоана Павла II скрыт третий, это тот, кто возносится и тот, кто будет созерцать истину. Упростим и всю совокупность человека как объекта, ограниченного жизнью, назовём Ум. Тогда что такое разум? Есть многие объяснения и философские рассуждения на эту тему, я буду использовать то, что ближе мне. И если Ум – это то, что ограничено человеком, то разум – это то, что выходит за пределы человека, это и совокупность проявленного знания всех людей и то, что ещё предстоит открыть, и то, что уже забыто.
   Также стоит распространить разум и на области теологии и того, что трудно понимаемо умом и возможно вообще не доступно для ума. Разум – это проявление законов вселенной, самой жизни, то, что человек способен увидеть, открыть и возможно понять, но не способен повлиять на это как бы ему этого не хотелось в стремлении завести ум за разум. Разум – это бесконечный учитель, Ум – постоянный и бесконечный ученик.
   Давайте вернёмся на татами, рассмотрим одно из звеньев бесконечной цепочки «…учитель-ученик-учитель-ученик…».
Учитель – это представитель Разума, Ученик – представитель Ума. И тут мы подходим к первой трудности – вере. Вера – это тот мост, по которому ученик идёт к учителю, это дорога, по которой ученик идёт в направлении указанным учителем.
   В айкидо есть техника ёнкадзё, это точечное воздействие на болевую точку. Когда ученик первый раз сталкивается с техникой «шомен учи ёнкадзё осаэ ичи» он бывает обескуражен, ему необходимо за вытянутую руку, своими вытянутыми руками перекинуть на значительное растояние тело противника. Ещё нереальнее выглядит если вы весите 30-50 кг, а ваш противник 70-100. Любой наблюдатель и здравомыслящий человек скажет, что это невозможно. И весь ваш опыт и ум говорит о невозможности и на вопрос почему сенсей смог? Ответ приходит сам собой, ему поддавались.
   В процессе обучения вам предлагают много раз пытаться повторить, то, что «очевидно невозможно». И даже после 100 повторений не получается и вызывает ещё больше сомнений. Что может заставить вас повторять и ещё раз «очевидно невозможное» действие? И ответ прост, на такое способна только вера.
   Задача учителя, зародить веру в ученике, а задача ученика эту веру поддерживать, на давать пламени познания погаснуть в своём сердце. Много лет назад мой учитель сенсей Давид Эйрз показывал на мне и других, как легко и без усилий работает ёнкадзё, прошло больше десяти лет, и теперь часто енкадзё работает легко, теперь моя вера в сенсея Дэвида, немного, переросла в знание техники. Часто, но не всегда получается выполнить технику легко, и в случае неудачи мне помогает крыло веры. Веры в моего учителя, его учителей и Айкидо вообще.
   Теперь и я способен делать то, что не понимают мои ученики. И единственное, что я могу посоветовать им, это верить, верить в мастеров Айкидо и продолжать практику.
   От поражения к поражению мы идём к победе и это возможно благодаря вере. Как только угасает вера, человек прекращает заниматься или занимается в минимум силы и часто уходит из зала. Вера в то, что ты делаешь, вера в товарищей, идущих с тобой одним Путём, вера в Мастеров, вот одно из крыльев, о котором говорится в высказывании Иоана Павла II.
   А как быть со вторым крылом? Как Разум может быть крылом? Быть опорой? Быть может не сам разум? А его проявления.
   Мы видим приём, выполненный Мастером, видим то, как жил Мастер видим и осязаем его наследие. Если бы Фома не уверовал, то мы бы с полным правом могли бы сказать Фоме: «Твой ум заходит за разум». Проявление не понимаемого даёт нам импульс, даёт опору двигаться к пониманию, зарождает в нас желание понять и повторить увиденное. Если смог один, смогу и я. Многие окружающие нас предметы и устройства, появились благодаря тому, что человек увидел проявление в природе тех или иных явлений и решил их повторить, сделать не случайными, а закономерными и научится ими управлять для своей пользы.
   Проявление того, что за границами нашего ума, рождает в нас уверенность в том, что это реально и достижимо, нужно лишь верить. И результаты веры не разочаруют вас. Разум как совокупность проявленного не понимаемого и вера в то, что раз это возможно, то смогу и я, вот те два крыла которые помогают нам познавать Айкидо и многое другое на нашем жизненном пути.
   Доброго вам Пути.

Лазарев Сергей.

Об аттестации

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Для каждого ученика школы наступает время аттестационного экзамена. Это волнительное мероприятие, как для ученика, так и для экзаменатора, и родителей младших учеников школы. Говорят, что многие годы назад, экзаменов не было, существовали лишь три состояния ученика: ученик, Мастер и Великий мастер. И носили они белый, черный и белый пояс соответственно.
Сенсей, видя каждодневные успехи ученика и понимая, что он выучил всё, присваивал ученику степень Мастера и ученик начинал носить чёрный пояс. Времена прошлых додзё давно прошли и вряд ли вернутся в ближайшее время. Отрицать пользу и значение традиций было бы не верно и даже преступно, так же, как и отрицание что, и мы и Мир изменился и требует перемен во всём.
Вот уже семнадцать лет я имею возможность и радость быть учеником нашего додзё, мне посчастливилось присутствовать и учувствовать на аттестациях, которые проводил Сенсей Девид Эйрз. И, быть может, только теперь, семь лет обучая молодых айкидок нашего додзё, я стал хоть каплю понимать то, как проводил аттестации Сенсей Дэвид и какие качества экзаменатора перенял от него глава нашего додзё Сенсей Евгений Белицкий. Возможно, моё повествование будет не так хорошо, как если бы было бы написано Сенсеем Девидом или Сенсеем Евгением, но думаю оно будет интересно ученикам додзё.
За последние 9 лет на татами нашего додзё прошло более 800 аттестаций, и я думаю не меньше их было в первые 10 лет существования школы. Во многих из этих аттестаций я был помощником Сенсея Евгения и имел возможность увидеть процесс изнутри.
Техническая сторона вопроса кажется простой, есть необходимый перечень техник, которые должен продемонстрировать, ученик на экзамене, за каждую из которых ему выставляется оценка от одного до десяти. Проходной бал чаще всего пять, поэтому оценки ниже, по сути, не ставятся их заменяет прочерк. Так как же появляется оценка? Если ученик выполнил все требования - ему ставится оценка семь, найдена одна ошибка — это шесть, две — это пять, более — это прочерк. Если же ученик делает лучше, чем это необходимо, он получает оценку восемь или девять. Теоретически возможно и десять, но за все годы я не видел ни разу такой оценки.
За кажущейся простотой, кроется труд экзаменатора и это понятно, экзамены сдают не роботы, а люди, люди с разными характерами, эмоциональными свойствами и разными телами. Нельзя приложить к человек линейку и сказать: «Ты ошибся на один сантиметр и повернулся на три градуса правее.»
Помимо чистой механики существуют и более абстрактные требования, такие как, Дзансин, Кимэ, Ею, Сей то До и другие, их понимание приходит только с практикой и довольно трудно объяснимо для тех, кто не открыл их в себе. Например «прилипший взгляд» что это и как его оценить? Но уменьшить его важность в технике, это так же, как сказать,

Косметология Физики в Додзё

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Косметология переводится на русский, как «стройный порядок» или как «умение навести порядок».
Понимание косметологии нужно в любом деле. Не важно чем ты занят.
На семинаре Ханси Кёити Иноуэ в Москве он говорил: «Самый быстрый путь постижения Будо – это понять и принять то, что даёт именно ваш Мастер. Попытки делать что-то своё, не постигнув того, что даёт твой Мастер, это самый долгий путь»
Рэй – это уважение, без уважения нет возможности учится, как установили учёные, наш мозг просто выбрасывает всё то, что идёт из не уважаемого источника. Если вы ничего не запомнили после лекции, спросите себя, уважали ли вы лектора? Было ли у вас Рэй во время лекции?
Космос — значит «мир», «порядок», «упорядоченность». А косметология – это знание и умение создавать космос вокруг себя и в тех делах, которые ты делаешь.
道場 (Додзё) – Это сочетание двух иероглифов один из которых это Путь, а второй Место. Место Пути. То, где открывается Путь, в Китайском языке второй иероглиф может иметь значение «Место рождение». То есть Додзё – это Место рождение Пути.
Путь в простонародье часто имеет значение «Польза или/и толк», например можно услышать характеристику – непутёвый.
В физике есть понятие «Броуновское движение» — это беспорядочное движение частиц. Можно сказать, что там, где нет Пути будет лишь Броуновское движение.
Додзё – это место, где Броуновское движение исчезает. Каждая частица с каждым занятием всё меньше движется хаотически, и всё больше по Пути. То есть каждая частица, попавшая в Додзё приобретает Пользу. Становится Путёвой.
Что же способно придать частицам Упорядоченное движение, привести их в стройный порядок?
Ток — направленное (упорядоченное) движение частиц. Что же создаёт ток?
Для возникновения Тока нужно две вещи:
Наличие носителей заряда
Наличие электромагнитного поля, энергия которого бы тратилась на перемещение заряженных частиц
Посмотрев, выше можно сказать, что заряд – это Рэй. То есть чем больше Уважения, тем больше воздействие электромагнитного поля.
А кто же источник электромагнитного поля? Кто задаёт направление движения по Пути в Додзё?
Конечно, это Сэнсей. Сенсей создаёт Ток в определённом направлении. Сенсей прикладывает силу для создания в Додзё «электромагнитного поля» - заставляющее все частицы этого Додзё двигаться упорядочено (Путёво) по Пути.
А что будет если у частицы нет заряда (Рэй)? Что если ученик не имеет уважения? Или даже отрицательно воспринимает Сенсея? Тогда он останется в Броуновском движении, периодически сталкиваясь с другими частицами и иногда незначительно увлекаем ими в направлении Пути, то есть он тоже будет двигаться в общем потоке, но весьма медленнее положительно заряженных учеников.
Если же ученик имеет антиРэй, то есть негативно заряжен по отношению к Сенсею, то движение его будет в противоположную сторону от того Пути, который задаёт Сенсей.
Печаль в том, что ученики без Рэй сталкиваясь с положительно Рэй заряженными ученикам, изменяют направление своего движения и часто приобретают направленное движение в направлении Пути, что хорошо, само по себе. Происходит же это за счёт энергии Рэй заряженных учеников, то есть они начинают двигаться медленнее, или чуть в сторону, что конечно печально.
Большая же печаль происходит от антиРэй заряженных учеников. Такие ученики способны, не только замедлить движение Рэй заряженных учеников, но и остановить их, или даже заставить отшатнуться назад, покинув Додзё или утратить интерес и блеск в глазах от занятий.
Будьте внимательны на Пути.

Поединки и изучение айкидо. В чем разница?

Антон Болотов

5 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Ярославль

Додзё: Гоукенкан

Одной из самых спорных тем уже многие годы является вопрос, эффективно ли айкидо (и многие другие несоревновательные стили) вообще, и, в том числе, против других видов боевых искусств и спортивных единоборств. Фактически дилемма обычно звучит еще проще - какое БИ сильнее. Об этом много раз писали, обсуждали, спорили, но воз и ныне там, так как сам вопрос не имеет однозначного решения.

Сначала разберемся, что такое эффективность. Об эффективности какого рода мы в принципе должны говорить? В первую очередь, если рассуждать здраво, а не с позиции "у кого стиль лучше", это всё же некие универсальные принципы. Попробуем их немного систематизировать:

1) Функциональная подготовка, или, проще говоря, физическая форма и выносливость.

В любом, достаточно известном направлении этому компоненту уделяется большое внимание. Исключение составляют совсем уж фэйковые школы, где люди занимаются больше философией и праздными беседами на эзотерические темы. В основном же, практически любое направление БИ культивирует данный компонент, так как без него невозможна любая серьезная подготовка.

2) Способность противостоять нападению.

В любом направлении способность защититься является одной из основ. В арсенале каждого стиля присутствуют техники и методы защиты от различного рода атак. Другое дело, являются ли эти методы достаточно универсальными или узкоспециализированными. Здесь всё зависит от стиля, с которым мы имеем дело. Например в боксе нет нужды защищать ноги, а в классической борьбе думать о защите от ударов в голову. Практическая же применимость стилевого защитного арсенала, в свою очередь, является лишь вопросом качества подготовки конкретного человека и не является индикатором общей эффективности стиля.

3) Наличие навыка

В любом стиле прежде всего должна присутствовать постановка навыков. Именно этот компонент отвечает за то, чтобы в стрессовой ситуации ваши знания не вылетели из головы за одну секунду, а изученные технические действия выполнялись без раздумий, автоматически, вовремя и к месту.

4) Психологическая устойчивость.

Спокойный и уверенный в себе человек имеет на порядок меньше шансов попасть в ситуацию, в которой вообще придется драться, чем задиристый и неуравновешенный параноик, психотип которого требует реализации собственной агрессии. Здесь обычно кто что ищет, тот искомое и получает. Например можно вспомнить примету нынешнего времени - дерущиеся на дороге водители или соседи, не поделившие парковку во дворе. Вряд ли такие ситуации стали бы возможны без взаимного желания оппонентов помахать кулаками

5) Способность противостоять в поединке представителям других стилей.

Самый спорный и неоднозначный аргумент, который выдвигают в качестве основного любители стилевых сравнений. Если вы не выступаете в межстилевых соревнованиях, живете обычной жизнью, то каков шанс на то, что вы сойдетесь в поединке с представителем другого стиля? А если такое и произойдет, то результат - дело случая. Речь ведь не о ринге. Мало того, есть случаи, когда абсолютно неподготовленный человек со страха укладывал профессионала. Просто судорожное движение и удачное попадание. В виде исключения, в данную категорию можно включить людей, которые просто не могут обходиться без того, чтобы бесконечно проверять собственные умения на ком то еще. Но здесь основную движущую роль играет скорее комплекс неполноценности, нежели какая-то практическая польза.

Но, тем не менее, на любом тематическом форуме из года в год поднимается тема - что будет, если взять айкидоку (представителя винчун, ушу и пр.) и поставить его против боксера, каратиста, бойца ММА и т.д.? Очень напоминает очередную примету времени - бесконечные киносиквелы "Фредди против Джейсона", "Чужие против Хищника" и т.д. Идея эта стара и обычно крайне проста. Мол, чего тут рассуждать? Ставим в ринге представителей двух направлений и пусть дерутся. Кто победил, у того и стиль эффективнее.

Может это и верно, правда исключительно с позиции банальной драки, но всё же именно вопрос понимания того, как, почему и для чего изучается тот или иной стиль, является здесь определяющим. Конечно, если исходить из посыла, что все виды боевых искусств, придуманные человечеством, должны побеждать всех вокруг, и это их единственная задача, то и разговаривать дальше не о чем. Эту тематику лучше оставить для идеализирующих мир подростков. Но если разобраться, история и идеология боевых искусств крайне сложна и имеет множество различных нюансов, поэтому, если бы смысл был только в простом физическом уничтожении противника, унификация всех искусств в нечто, наподобие современного ММА, уже произошла бы, а разнообразия стилей попросту не существовало. Зачем придумывать сотни разновидностей колеса? Но дело обстоит совершенно иначе. Те, кто хочет побеждать всех на ринге, вынуждены изучать всего понемногу - борьбу, ударную технику, страховки, защиту от всех возможных атак и много чего еще. Однако это не гарантирует победу даже если рассматривать топовых бойцов ММА. Несмотря ни на что, решить исход любого боя может случай. Один удар, неудачное техническое действие, случайность....да всё что угодно. Фактически, идеальной боевой системы (стиля) не существует.

Сложно поспорить с утверждением о том, что любой боец (представитель какого-либо направления спортивных или традиционных стилей), будет в наибольшей степени эффективен именно в том, к чему он непосредственно готовился. Человек, которого учили драться, бить руками и ногами - будет бить и драться. И в этом он будет лучше остальных. Кого учили бороться, тот будет стараться свести любое противостояние к удобному для себя партеру, и там он будет сильнее. Человек в принципе будет использовать тот арсенал, которому его научили в спаррингах, который "проходил" у него на соревнованиях и пр.

То есть, работать в привычных для себя условиях фактически спортивного поединка. И с этой точки зрения всё выглядит вполне разумно. Глупо ожидать, что по желанию ты выйдешь за рамки собственной подготовки. В таких условиях наиболее осмысленной позицией для оценки каждого направления БИ является то, чему именно в нем учат. Если всё упирается в навыки ведения боя по определенным канонам, это одно. Если помимо подготовки к поединкам в регулярных тренировках присутствуют элементы воспитания, этикета, или что-то еще, уже появляются допущения. В конце концов, именно то, ради чего человек приходит в тот или иной стиль, и является основным показателем. В качестве примера можно привести иайдо. Кому-то это направление кажется скучным, затянутым в движениях, да и просто устаревшим. Ведь никто с мечами по улицам не ходит. Но навыки, которые приобретаются в ходе занятий, никак бесполезными не назовешь. Такие вещи, как дух, терпение, скрупулёзность и множество других качеств иногда проходят мимо тех, кто занят исключительно искусством поединка.

Так что же можно сказать насчет цели вообще?

С направлениями вроде бокса, в том числе тайского, спортивного каратэ, самбо и т.д. всё понятно. Задача простая - победить соперника по определенным правилам, в четко ограниченных условиях и временных рамках. Победил,