Базовые формы как основа обучения

Антон Болотов

4 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Ярославль

Додзё: Гоукенкан

Любой человек, далекий от боевых искусств (БИ), обычно представляет себе процесс обучения, как комплекс неких физических упражнений и приемов, которые, заучив до автоматизма, можно тут же без проблем применять на улице или соревнованиях. Проще говоря, пришел, позанимался немного, изучил два десятка приемов, и они стали работать. Однако это не так.

Для примера достаточно взглянуть на каратэ, а также любые иные виды, (в том числе и айкидо) где имеется формализованная обучающая база в виде основного набора движений, на котором строится стиль, или, попросту говоря, "кихон".

Базовые формы вряд ли можно встретить в чистом виде за пределами их применения в качестве инструмента обучения. Каратист не будет использовать базовый формат ката в поединке, или отжимания в качестве расслабляющих упражнений, и уж тем более не встанет на соревнованиях в глубокую стойку по аналогии с тренировками. Ведь базовые формы и стойки ни для чего кроме обучения не используются. Разумеется, бывают случаи, когда на практике техника срабатывает в жизни крайне близко к базе, но это лишь потому, что так сложились условия, да и то случаи эти крайне редки.

Идея обучения какому-то стилю, его эффективность, вовсе не зависят от количества изученных приемов, к чему так стремятся новички. Обычно они видят, как вместо ожидаемых ими многочисленных красивых приемов, им с самого начала предлагается на первый взгляд скучный и неинтересный материал, где не надо никого ломать и бить, а напротив, требуется полная сосредоточенность на том, куда поставить ногу, как переместить центр тяжести, как повернуть руку, причем на неискушенный взгляд это выглядит излишне формально, глупо, неудобно и т.д.

Иными словами, у большинства именно на этом этапе начинается своего рода «ломка», когда организм отторгает непривычные задачи, а мозг не готов к их выполнению, потому что это требует достаточно серьезных усилий. Одним из свойств человеческого мозга, является неспособность эффективно работать в многозадачном режиме. Соответственно подкидывая ему непосильную ношу в виде цельных приемов и техник, состоящих из комбинации сложных перемещений, необходимости постоянной координации и контроля, человек, будучи к этому неготовым, окажет себе медвежью услугу.

Большинство "знаний" и стереотипов обычных людей о том, как изучают БИ, у современного человека сформировано художественными фильмами, где правды крайне мало. Только красивая картинка. Однако не всё так просто. Ведь именно то, чего хочет и ожидает большинство новичков, приходя на тренировки, как раз и не происходит!

Этот фактор – один из основных в процессе "текучки" занимающихся. Идёт первичный естественный отбор, который определяет наличие в человеке настоящей заинтересованности, появление убеждения в правильности того, что он делает, упорства в достижении цели. Это свойственно далеко не всем. Но вряд ли кто-то будет спорить, что даже при изначальном отсутствии у любого человека определенных качеств, их в себе можно развить. Хватило бы терпения и желания.

В противном случае может возникнуть кризис мотивации, либо полное неприятие всего стиля БИ в целом.
Именно так появляются люди, которые прозанимавшись несколько месяцев, забрасывают тренировки, потому что скучно, некогда, лень и т.д., а также наиболее агрессивный контингент – те, кто обижен муштрой, дисциплиной, кто не ожидал такой сложности материала и необходимости изучать основы достаточно долгое время. Разумеется когда человек по вышеуказанным причинам не способен заниматься дальше, в ход идут любые оправдания, которые впрочем никому кроме них самих оправдывающихся не интересны.

Так для чего же изучается "кихон" и какова его роль? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо вспомнить одну простую вещь, а именно систему высшего образования. Каковы признаки того, что вы попали в серьезное учебное заведение?

Вы (или государство) заплатили деньги, чтобы получить возможность учиться. И это именно возможность, а не гарантия, что вы научитесь. Вам с порога говорят – забудьте все, что вы изучали ранее и воспринимайте материал так, как она вам преподносится здесь и сейчас. Преподавательский состав ничем вам не обязан, т.е. люди находятся на работе, они дают материал. Изучать его или нет – полностью ваше дело. Если вы считаете материал скучным и прогуливаете лекции, или просто пропустили часть занятий по каким-то иным причинам, то вклиниться обратно в учебный процесс неимоверно сложно. Ведь придется выучить пропущенное, иначе дальнейший прогресс не имеет смысла (особенно в точных фундаментальных науках). У вас есть выбор – изучать материал добросовестно ради того, чтобы его ЗНАТЬ, либо, например, дать взятку и овладеть предметом формально, на бумаге.

Чем же должно отличаться обучение в ВУЗе от обучения в школе БИ? По сути - абсолютно ничем. Везде отношение во всех смыслах должно быть идентичным, в противном случае сама идея обучения теряет свою актуальность.

А теперь задайте себе простые вопросы: Почему многие готовы платить большие деньги в ВУЗе и часто не готовы отдать эквивалент стоимости бутылки пива за одну тренировку? Почему заплатив деньги за возможность тренироваться в зале, люди считают, что их обязаны учить? Может это всё же возможность учиться? Почему восприняв материал на уровне школы невозможно на этой базе учиться дальше без преподавателя, а тем более делать научные открытия без руководства опытного специалиста? Возможно ли научиться чему-то сложному сразу и без особых усилий? Сможете ли вы ради быстрого прогресса выкинуть все из головы и начать работу с чистого листа? Готовы ли вы скрупулезно работать над каждой мелочью, ради того, чтобы действительно стать лучше, а не выглядеть обычным недоучкой, который без возврата к пропущенному и шага ступить не может? Эти вопросы полезно иногда задавать себе во избежание потери ориентиров.

Но вернемся непосредственно к кихону, как инструменту достижения целей того или иного БИ. Первое и самое основное – кихон фактически заново учит человека ходить, причем делать это осмысленно, контролируемо и экономично. Причем у совершенства этого навыка осязаемый предел практически отсутствует, поэтому базовые перемещения нуждаются в постоянной практике. Соответственно, ничего страшного нет в том, чтобы на данный навык была потрачена уйма времени и литры пота. Ведь в итоге это напрямую скажется на эффективности техник. Я уже не говорю о сопутствующем самовоспитании, ведь процесс изучения базовых движений требует неимоверного терпения и преодоления себя прежде всего. Впрочем плюсы существенно перевешивают в случае, когда человек реально работает над собой, ведь именно так формируется фундамент, на котором можно строить любые виды дальнейшей специальной подготовки. Тренировка усидчивости, внимания, гибкости мышления, самодисциплины, аккуратности, а также целого ряда других качеств является существенным плюсом в развитии.

Второе – все эти шаги и повороты, как простейшие формы двигательной активности постепенно (от простого к сложному) готовят мозг к восприятию более сложных последовательностей действий (подробнее о построении устойчивых мускульно-нейронных связей и роли последовательности в обучении можно почитать у Н.А. Бернштйена). Следовательно, данный этап, будучи пропущенным или пройденным поверхностно просто не породит в мозге нужных взаимосвязей, что приведет в лучшем случае к формированию умения. Но проблема в том, что любое умение в отличие от навыка за одну секунду выветрится из головы в стрессовой ситуации.

Третье – использование строго регламентированных форм в отработке любой техники является важнейшей частью обучения. Стремление же как можно сильнее ударить, бросить человека, взять его на контроль как можно более жестко, с претензией на силу и мощь в обход базовых принципов, приведет к обратному результату. Простейшей аналогией здесь могут послужить мышцы-антагонисты, которые снижают эффективность действия, будучи задействованными одновременно.

Как минимум уже приведенных доводов должно быть вполне достаточно, чтобы понять важность и необходимость тщательного изучения базовых форм. Причем вид БИ не имеет никакого значения. Много раз я слышал мнения, что мол ради обретения культуры движений достаточно позаниматься 3-4 месяца и всё, можно двигаться дальше и обо всем забыть. Как правило, такое отношение приводит к печальным результатам, и вот почему.

Культура движений - это база, фундамент, который, в свою очередь ,порождает техники. Техники же, как инструмент, являются средством обретения универсальных навыков – тайминга, чувства дистанции, гибкости, координации, умения сфокусировать силу в одной точке, эффективно использовать центр тяжести и т.д. – список можно продолжать бесконечно. Теперь достаточно мысленно выбить из под всего перечисленного фундамент и понаблюдать, как быстро рушится все построенное и как стремительно деградирует при этом техника. Примеров в жизни очень много.

Культура движений (или если хотите «стилевой движок») это не просто визуальное содержимое, которое должно быть узнаваемым. Правильная стилевая техника любого направления экономична, рациональна, эффективна, и поэтому красива. Так уж она задумывалась изначально основателями – теми, кто совершенно не имел иллюзий по поводу методик обучения БИ.

Согласитесь, приятно посмотреть на техничных каратистов, боксеров, айкидок, фехтовальщиков и пр. Даже абсолютно далекий от БИ человек, сидя на диване перед телевизором, способен увидеть красоту техники, отличить ее подсознательно от корявых потуг так называемых "спортсменов", которые с фиолетовыми от перенапряжения лицами выясняют, кто же сильнее. Разумеется, силовой путь тоже может стать залогом победы, например, в соревнованиях, однако ни одно традиционное БИ этому не учит как основе.

Ни один вменяемый тренер не натаскивает спортсменов компенсировать недостаток техники силой. Техника всегда стоит во главе угла, а кихон в ней – основа любого движения. Только долгая работа над такими неприятными, скучными и «ненужными» базовыми формами являются залогом эффективности в будущем.

Подводя итог сказанному, любой процесс изучения чего-то нового тесно связан с неким набором навыков базового уровня, без которых дальнейшее продвижение вперед либо не имеет смысла вообще, либо является крайне ограниченным по степени прогресса. Чтобы изучать математику, надо как минимум выучить таблицу умножения, а также определенную последовательность действий и правил, которые давно доказаны, сформулированы и проверены на практике. Чтобы изучать удары и броски, надо научиться держать равновесие, правильно двигаться и поворачиваться, контролируя при этом позицию и активность собственного тела. Ведь смысл тренировок вовсе не в том, чтобы уничтожить противника, а в навыках сохранения контроля над ситуацией и над потенциальным противником. Следовательно вполне логичной является необходимость научиться начала контролировать себя, собственное тело и мысли, прежде чем пытаться проделать то же самое с другим человеком.

Практика многочисленных повторений одного и того же давно стала аксиомой при освоении единоборств. Однако это еще не весь рецепт формирования устойчивых нейронно-мускульных связей определенного толка, да и вообще освоения любого материала на приемлемом уровне. Многократные повторения должны быть еще и правильными. Неправильно повторяя движение раз за разом, можно всего лишь хорошо научиться делать его неправильно.

Известно, что существует масса маленьких нюансов, которые ученики обычно не замечают в работе мастеров. Причина в узости восприятия тех, кто в силу небольшого опыта еще просто не готов до конца понять определенный материал. Самый распространенный вопрос при этом - почему должно быть именно так, а не иначе. Т.е. «видеть» и «понимать» – совсем не одно и то же. Поэтому у мастеров техники работают, а у учеников (до определенного этапа) чаще всего нет.

Любой среднестатистический человек скажет, что не имеет никакого значения, если рука чуть-чуть не там, нога не совсем так развёрнута. Учитель от ученика отличается тем, что понимает эту огромную разницу, которая вопреки мнению большинства чрезвычайно практична, а не является плодом фантазии. Ошибка постановки частей тела буквально в миллиметры может изменить всё, от снижения эффективности до полного сведения на нет всей техники. Важность нюансов чаще всего недооценивается людьми более молодыми. Какие могут быть нюансы, если надо быстрее, выше, сильнее и как можно скорее? И только с ростом опыта, который может длиться от нескольких лет до десятилетий, приходит понимание.

Большинство буквально с порога зала сразу пытаются учиться техникам. Но без понимания это лишь механическое копирование движений, вникнуть в которые (в приемлемые сроки) большинство, как правило, не в состоянии. Естественно у любого человека внутри всегда присутствует какое-то объяснение происходящего, которое кажется ему логичным, мол, иначе и быть не может. Отсюда и огромная разница мнений на различных интернет-форумах, а также вопреки этой разнице - показательное единодушие во многих вопросах в среде профессионалов.

Пережитки традиционности закрытых восточных школ БИ конца XIX начала XX в.в. определяют подход «делай как я и возможно научишься». На самом деле это было лишь повторением чужих объяснений без «чувствования техники», суть - естественный отбор, позволяющий из 10 человек отобрать один талант, а остальных отсеять. Ну и естественно речь не шла о миллионах последователей, которым надо техническую чистоту школы донести в неизменном виде.

Сами традиционные школы давно начали понимать, что без систематизации знаний до мельчайших подробностей далеко не уедешь. Поэтому (во многом интуитивно) методы некоторых школ вплотную подошли к принятым в современной науке. Примером тому может быть старый добрый принцип обучения «от простого к сложному». Способ этот заключается в том, чтобы разбить технику на составные части и подводящие упражнения, которые позволят ученикам увидеть, а потом и понять, из чего состоят более сложные элементы. После этого достаточно объединить эти несколько простых движений снова в одно, целостное. А результат будет зависеть не от того, как ученик сможет скопировать материал, а от того, сможет ли он понять и освоить те принципы, которые универсальны для любого БИ и лежат в основе всей двигательной активности, от лежания в кровати до сложнейших комплексов упражнений или свободного оперирования принципами ведения боя.

Любая техника состоит из этих простых кубиков - базовых элементов. Правильные перемещения, распределение веса, синхронная работа частей тела и т.д. Одной из самых распространенных ошибок является преподавание изначально сложных элементов, в то время как отработке базовых движений уделяется недостаточное внимание (это же скучно, а людям реальность подавай и поскорее). Показали, как делать, поделали немного в начале тренировки и сразу приступили к «поединкам». Последнее, кстати, ещё более вредно, т.к. работа с партнёром нужна не столько для отработки базовой техники, как для развития чувства дистанции и тайминга, а это уже более высокий уровень.

Но у многих не хватает терпения или желания. Мало кто готов потратить несколько лет на шлифовку навыков базового характера, раскрытие сути перемещений, постановку работы бедер, ударов и других базовых технических действий, плюс изучение принципов, на которых они основаны. Это приводит к техническим, а впоследствии к тактическим и даже стратегическим ошибкам. Самостоятельно же увидеть свои ошибки, понять их суть просто невозможно.

Ошибки всегда являются отличным индикатором, который показывает уровень восприятия техники и принципов учеником. Чем выше наше мастерство, тем больше внимания мы уделяем мелочам.