Об аттестации

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Для каждого ученика школы наступает время аттестационного экзамена. Это волнительное мероприятие, как для ученика, так и для экзаменатора, и родителей младших учеников школы. Говорят, что многие годы назад, экзаменов не было, существовали лишь три состояния ученика: ученик, Мастер и Великий мастер. И носили они белый, черный и белый пояс соответственно.
Сенсей, видя каждодневные успехи ученика и понимая, что он выучил всё, присваивал ученику степень Мастера и ученик начинал носить чёрный пояс. Времена прошлых додзё давно прошли и вряд ли вернутся в ближайшее время. Отрицать пользу и значение традиций было бы не верно и даже преступно, так же, как и отрицание что, и мы и Мир изменился и требует перемен во всём.
Вот уже семнадцать лет я имею возможность и радость быть учеником нашего додзё, мне посчастливилось присутствовать и учувствовать на аттестациях, которые проводил Сенсей Девид Эйрз. И, быть может, только теперь, семь лет обучая молодых айкидок нашего додзё, я стал хоть каплю понимать то, как проводил аттестации Сенсей Дэвид и какие качества экзаменатора перенял от него глава нашего додзё Сенсей Евгений Белицкий. Возможно, моё повествование будет не так хорошо, как если бы было бы написано Сенсеем Девидом или Сенсеем Евгением, но думаю оно будет интересно ученикам додзё.
За последние 9 лет на татами нашего додзё прошло более 800 аттестаций, и я думаю не меньше их было в первые 10 лет существования школы. Во многих из этих аттестаций я был помощником Сенсея Евгения и имел возможность увидеть процесс изнутри.
Техническая сторона вопроса кажется простой, есть необходимый перечень техник, которые должен продемонстрировать, ученик на экзамене, за каждую из которых ему выставляется оценка от одного до десяти. Проходной бал чаще всего пять, поэтому оценки ниже, по сути, не ставятся их заменяет прочерк. Так как же появляется оценка? Если ученик выполнил все требования - ему ставится оценка семь, найдена одна ошибка — это шесть, две — это пять, более — это прочерк. Если же ученик делает лучше, чем это необходимо, он получает оценку восемь или девять. Теоретически возможно и десять, но за все годы я не видел ни разу такой оценки.
За кажущейся простотой, кроется труд экзаменатора и это понятно, экзамены сдают не роботы, а люди, люди с разными характерами, эмоциональными свойствами и разными телами. Нельзя приложить к человек линейку и сказать: «Ты ошибся на один сантиметр и повернулся на три градуса правее.»
Помимо чистой механики существуют и более абстрактные требования, такие как, Дзансин, Кимэ, Ею, Сей то До и другие, их понимание приходит только с практикой и довольно трудно объяснимо для тех, кто не открыл их в себе. Например «прилипший взгляд» что это и как его оценить? Но уменьшить его важность в технике, это так же, как сказать, что артиллерийскому орудию не нужен прицел.
Сенсей, принимающий экзамен, за очень короткий промежуток времени выполнения техники или приёма должен увидеть в аттестуемом ученике много разных качеств. Легко объяснимые, как камаэ и дистанция, а также и весьма абстрактные, такие как дзансин, доступный лишь для опытного глаза.
Есть и ещё стороны, которые также необходимо учесть. Один из моих учеников был полностью готов на желтый пояс и прекрасно выполнял всю программу на тренировках, оказавшись же перед зрителями и сенсеем Евгенеем, еле-еле сдал на одну полоску, на втором экзамене повторилось тоже самое, вместо желтого пояса он получил лишь вторую полоску. Но вот следующие и последующие аттестации сдавал удивительно хорошо и дошел до оранжевого пояса.
К такому ученику можно подойти очень жестко, а можно дать ему шанс и ,немного подождав, получить великолепный результат. Как говорит Сенсей Евгений, нет особой разницы с каким поясом ученик бросил заниматься и ушел из зала, если он ушёл.
И я подтвержу его слова, многие ученики, получив пояс с небольшим авансом, становятся более усердны и растут, а кто-то, наоборот, расслабляется и не может достигнуть большего.
Каждый из нас проявляет самого себя и иногда нужно просто дать время. Сенсей Дэвид Эйрз говорил как-то после аттестации, что все мы получаем пояс с небольшим авансом доверия, и лишь от нас зависит, как мы распорядимся этим авансом.
Сравнительно лёгкие аттестации на жёлтый и зелёный пояса, играют злую шутку с теми, кто более легкомысленнен, у них возникает иллюзия лёгкости, разбивающаяся о синий и оранжевые пояса, требования по которым значительно выше. Те, кто пришел ради забавы и не видит ничего серьёзного в занятиях, редко добираются до синего пояса и тем более до оранжевого. Именно поэтому получивших оранжевый пояс так мало. Получив оранжевый пояс, человек понимает, что каждый уровень выше это прежде всего труд, труд над собой, над своим характером, над своими слабостями.
В коричневые пояса идут те, кто не боится, трудится над собой, не боится слышать множество замечаний от старших. Уже на синих поясах пропадает иллюзия, что чем выше пояс, тем меньше ошибок, их становится больше. Да они не так крупны и очевидны, как у белых поясов, но их становится больше, и каждая из ошибок требует работы и терпения, и понимание того, что на исправление, казалось бы, мелочи могут уйти годы практики и работы над собой.
Мы все имеем иллюзии об ученичестве и об айкидо, с первых тренировок эти иллюзии уходят и к коричневому поясу их уже чаще всего нет. Коричневые пояса покидают додзё уже в силу жизненных обстоятельств и новых приоритетов. Труд коричневых поясов в их регулярной практике заслуживает лишь восхищения, он пригодится везде в жизни, человек способный увидеть у себя ошибку, более того целенаправленно искать её в себе и устранять, просто обязан достигнут многого. Коричневый пояс это уже тот, кто понял значение старшего, того кто знает больше и того, кто прошел выбранным путём раньше, а именно так переводится слово Сенсей – тот, кто жил раньше.
Знания, как вода, текут лишь сверху вниз, от старшего к младшему, и для получения знания нужно научиться становится младшим, именно это качество уже можно наблюдать в коричневых поясах они учатся быть младшими. Такой человек рано или поздно сам наполняется знаниями и способен делиться ими с младшими. Слыша в додзё, как коричневые пояса точно и верно помогают младшим, вызывает ощущение правильного Пути, ведь это говорит о том, что поток знаний Додзё движется от старших к младшим. Этот поток проходит от самых вершин ушедших Мастеров до новичка, первый раз вышедшего на татами.
Как говорят на востоке, единственное чем ты способен отблагодарить своего учителя - это передать его знания дальше, по возможности приумножив и обогатив их.
Выше только черные пояса, допуски для них становятся минимальнее и минимальнее, их движения приобретают всё более удивительную точность и контроль, по сути же, всё идёт так же, как и описано выше, с большей строгостью к себе.
В момент аттестации Сенсей должен увидеть прошлое и будущее ученика и, взвесив увиденное, поставить оценку.
Добрых вам аттестаций и новых достижений на том Пути, который вы выбрали!

Лазарев Сергей.