Мы — это то, что мы думаем. Мы — это все то, что возникает в наших мыслях. Своими мыслями мы сотворяем мир. -- Buddha

Вера и разум – это как бы два крыла

“Вера и разум – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины” (Иоанн Павел II, Энциклика Fides et Ratio).

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

    На тренировке есть ряд трудностей для ученика и учителя, о которых хочется рассказать отдельно.
   Первая трудность – это вера. Ученик должен поверить учителю, а учитель обладать навыками, умениями и знаниями, которые столь превышают понимание ученика, что ему остаётся только верить. Вторая трудность – это научится отличать ум от разума и приложить максимум усилий, чтобы ум за разум не зашёл.
   После тренировки старшей группы, в холле я встретил Владимира, папу одного из моих учеников Александра Шевченко, и рассказал, что одной из трудностей на тренировке является понять, что без веры невозможно обрести знание. На начальном этапе обучения ученик верит в учителя и много раз повторяет за учителем движение, корректирует и вновь повторяет. В начале практика не даёт результата, и лишь по прошествии многих тренировок вера даёт росток понимания и листки знания. Владимир, рассказал о том, что в его практике преподавания квантовой физики есть точно такая же задача, ученик должен долго двигаться в обучении опираясь на веру. В беседе прозвучала фраза о том, что вера и разум – это два крыла на которых мы движемся к истине.
   Я нашел это высказывание Иоана Павла II и решил поделиться размышления о нём и применении его при обучении, не важно айкидо это или футбол, рисование или математика. Начнём со второй трудности. В высказывании Иоана Павла II скрыт третий, это тот, кто возносится и тот, кто будет созерцать истину. Упростим и всю совокупность человека как объекта, ограниченного жизнью, назовём Ум. Тогда что такое разум? Есть многие объяснения и философские рассуждения на эту тему, я буду использовать то, что ближе мне. И если Ум – это то, что ограничено человеком, то разум – это то, что выходит за пределы человека, это и совокупность проявленного знания всех людей и то, что ещё предстоит открыть, и то, что уже забыто.
   Также стоит распространить разум и на области теологии и того, что трудно понимаемо умом и возможно вообще не доступно для ума. Разум – это проявление законов вселенной, самой жизни, то, что человек способен увидеть, открыть и возможно понять, но не способен повлиять на это как бы ему этого не хотелось в стремлении завести ум за разум. Разум – это бесконечный учитель, Ум – постоянный и бесконечный ученик.
   Давайте вернёмся на татами, рассмотрим одно из звеньев бесконечной цепочки «…учитель-ученик-учитель-ученик…».
Учитель – это представитель Разума, Ученик – представитель Ума. И тут мы подходим к первой трудности – вере. Вера – это тот мост, по которому ученик идёт к учителю, это дорога, по которой ученик идёт в направлении указанным учителем.
   В айкидо есть техника ёнкадзё, это точечное воздействие на болевую точку. Когда ученик первый раз сталкивается с техникой «шомен учи ёнкадзё осаэ ичи» он бывает обескуражен, ему необходимо за вытянутую руку, своими вытянутыми руками перекинуть на значительное растояние тело противника. Ещё нереальнее выглядит если вы весите 30-50 кг, а ваш противник 70-100. Любой наблюдатель и здравомыслящий человек скажет, что это невозможно. И весь ваш опыт и ум говорит о невозможности и на вопрос почему сенсей смог? Ответ приходит сам собой, ему поддавались.
   В процессе обучения вам предлагают много раз пытаться повторить, то, что «очевидно невозможно». И даже после 100 повторений не получается и вызывает ещё больше сомнений. Что может заставить вас повторять и ещё раз «очевидно невозможное» действие? И ответ прост, на такое способна только вера.
   Задача учителя, зародить веру в ученике, а задача ученика эту веру поддерживать, на давать пламени познания погаснуть в своём сердце. Много лет назад мой учитель сенсей Давид Эйрз показывал на мне и других, как легко и без усилий работает ёнкадзё, прошло больше десяти лет, и теперь часто енкадзё работает легко, теперь моя вера в сенсея Дэвида, немного, переросла в знание техники. Часто, но не всегда получается выполнить технику легко, и в случае неудачи мне помогает крыло веры. Веры в моего учителя, его учителей и Айкидо вообще.
   Теперь и я способен делать то, что не понимают мои ученики. И единственное, что я могу посоветовать им, это верить, верить в мастеров Айкидо и продолжать практику.
   От поражения к поражению мы идём к победе и это возможно благодаря вере. Как только угасает вера, человек прекращает заниматься или занимается в минимум силы и часто уходит из зала. Вера в то, что ты делаешь, вера в товарищей, идущих с тобой одним Путём, вера в Мастеров, вот одно из крыльев, о котором говорится в высказывании Иоана Павла II.
   А как быть со вторым крылом? Как Разум может быть крылом? Быть опорой? Быть может не сам разум? А его проявления.
   Мы видим приём, выполненный Мастером, видим то, как жил Мастер видим и осязаем его наследие. Если бы Фома не уверовал, то мы бы с полным правом могли бы сказать Фоме: «Твой ум заходит за разум». Проявление не понимаемого даёт нам импульс, даёт опору двигаться к пониманию, зарождает в нас желание понять и повторить увиденное. Если смог один, смогу и я. Многие окружающие нас предметы и устройства, появились благодаря тому, что человек увидел проявление в природе тех или иных явлений и решил их повторить, сделать не случайными, а закономерными и научится ими управлять для своей пользы.
   Проявление того, что за границами нашего ума, рождает в нас уверенность в том, что это реально и достижимо, нужно лишь верить. И результаты веры не разочаруют вас. Разум как совокупность проявленного не понимаемого и вера в то, что раз это возможно, то смогу и я, вот те два крыла которые помогают нам познавать Айкидо и многое другое на нашем жизненном пути.
   Доброго вам Пути.

Лазарев Сергей.