Обычный человек привык осознавать только то, что считает важным для себя. Но настоящий воин должен осознавать все и всегда. -- Карлос Кастанеда

Почитать

В Кунг-фу нужно время что бы достичь мастерства. Кунг-фу может владеть и художник, и мясник, который так искусно рубит мясо, что его нож никогда не касается кости. Изучай форму, но ищи отсутствие формы, слушай беззвучие. Изучи все, затем забудь все. Изучи путь, затем ищи свой путь. Кунг-фу может владеть и музыкант, и поэт, который живописуя словами, заставляет императоров рыдать, это тоже Кунг-фу. Но не давай этому имени, оно подобно воде – нет ничего мягче воды, однако, она сокрушает скалу, она не сражается, она обтекает противника. Бесформенный, безымянный, подлинный мастер скрыт в человеке. Ты сам можешь высвободить его.

К/Ф "The Forbidden Kindom" ("Запретное Царство")

Кун фу (Kung Fu) в дословном переводе с китайского, Кун - работа, фу - время. Таким образом, Кун фу - это любое личное достижение или приобретенный навык, полученный в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и искусство владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в бою.

Косметология Физики в Додзё

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Косметология переводится на русский, как «стройный порядок» или как «умение навести порядок».
Понимание косметологии нужно в любом деле. Не важно чем ты занят.
На семинаре Ханси Кёити Иноуэ в Москве он говорил: «Самый быстрый путь постижения Будо – это понять и принять то, что даёт именно ваш Мастер. Попытки делать что-то своё, не постигнув того, что даёт твой Мастер, это самый долгий путь»
Рэй – это уважение, без уважения нет возможности учится, как установили учёные, наш мозг просто выбрасывает всё то, что идёт из не уважаемого источника. Если вы ничего не запомнили после лекции, спросите себя, уважали ли вы лектора? Было ли у вас Рэй во время лекции?
Космос — значит «мир», «порядок», «упорядоченность». А косметология – это знание и умение создавать космос вокруг себя и в тех делах, которые ты делаешь.
道場 (Додзё) – Это сочетание двух иероглифов один из которых это Путь, а второй Место. Место Пути. То, где открывается Путь, в Китайском языке второй иероглиф может иметь значение «Место рождение». То есть Додзё – это Место рождение Пути.
Путь в простонародье часто имеет значение «Польза или/и толк», например можно услышать характеристику – непутёвый.
В физике есть понятие «Броуновское движение» — это беспорядочное движение частиц. Можно сказать, что там, где нет Пути будет лишь Броуновское движение.
Додзё – это место, где Броуновское движение исчезает. Каждая частица с каждым занятием всё меньше движется хаотически, и всё больше по Пути. То есть каждая частица, попавшая в Додзё приобретает Пользу. Становится Путёвой.
Что же способно придать частицам Упорядоченное движение, привести их в стройный порядок?
Ток — направленное (упорядоченное) движение частиц. Что же создаёт ток?
Для возникновения Тока нужно две вещи:
Наличие носителей заряда
Наличие электромагнитного поля, энергия которого бы тратилась на перемещение заряженных частиц
Посмотрев, выше можно сказать, что заряд – это Рэй. То есть чем больше Уважения, тем больше воздействие электромагнитного поля.
А кто же источник электромагнитного поля? Кто задаёт направление движения по Пути в Додзё?
Конечно, это Сэнсей. Сенсей создаёт Ток в определённом направлении. Сенсей прикладывает силу для создания в Додзё «электромагнитного поля» - заставляющее все частицы этого Додзё двигаться упорядочено (Путёво) по Пути.
А что будет если у частицы нет заряда (Рэй)? Что если ученик не имеет уважения? Или даже отрицательно воспринимает Сенсея? Тогда он останется в Броуновском движении, периодически сталкиваясь с другими частицами и иногда незначительно увлекаем ими в направлении Пути, то есть он тоже будет двигаться в общем потоке, но весьма медленнее положительно заряженных учеников.
Если же ученик имеет антиРэй, то есть негативно заряжен по отношению к Сенсею, то движение его будет в противоположную сторону от того Пути, который задаёт Сенсей.
Печаль в том, что ученики без Рэй сталкиваясь с положительно Рэй заряженными ученикам, изменяют направление своего движения и часто приобретают направленное движение в направлении Пути, что хорошо, само по себе. Происходит же это за счёт энергии Рэй заряженных учеников, то есть они начинают двигаться медленнее, или чуть в сторону, что конечно печально.
Большая же печаль происходит от антиРэй заряженных учеников. Такие ученики способны, не только замедлить движение Рэй заряженных учеников, но и остановить их, или даже заставить отшатнуться назад, покинув Додзё или утратить интерес и блеск в глазах от занятий.
Будьте внимательны на Пути.

Поединки и изучение айкидо. В чем разница?

Антон Болотов

5 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Ярославль

Додзё: Гоукенкан

Одной из самых спорных тем уже многие годы является вопрос, эффективно ли айкидо (и многие другие несоревновательные стили) вообще, и, в том числе, против других видов боевых искусств и спортивных единоборств. Фактически дилемма обычно звучит еще проще - какое БИ сильнее. Об этом много раз писали, обсуждали, спорили, но воз и ныне там, так как сам вопрос не имеет однозначного решения.

Сначала разберемся, что такое эффективность. Об эффективности какого рода мы в принципе должны говорить? В первую очередь, если рассуждать здраво, а не с позиции "у кого стиль лучше", это всё же некие универсальные принципы. Попробуем их немного систематизировать:

1) Функциональная подготовка, или, проще говоря, физическая форма и выносливость.

В любом, достаточно известном направлении этому компоненту уделяется большое внимание. Исключение составляют совсем уж фэйковые школы, где люди занимаются больше философией и праздными беседами на эзотерические темы. В основном же, практически любое направление БИ культивирует данный компонент, так как без него невозможна любая серьезная подготовка.

2) Способность противостоять нападению.

В любом направлении способность защититься является одной из основ. В арсенале каждого стиля присутствуют техники и методы защиты от различного рода атак. Другое дело, являются ли эти методы достаточно универсальными или узкоспециализированными. Здесь всё зависит от стиля, с которым мы имеем дело. Например в боксе нет нужды защищать ноги, а в классической борьбе думать о защите от ударов в голову. Практическая же применимость стилевого защитного арсенала, в свою очередь, является лишь вопросом качества подготовки конкретного человека и не является индикатором общей эффективности стиля.

3) Наличие навыка

В любом стиле прежде всего должна присутствовать постановка навыков. Именно этот компонент отвечает за то, чтобы в стрессовой ситуации ваши знания не вылетели из головы за одну секунду, а изученные технические действия выполнялись без раздумий, автоматически, вовремя и к месту.

4) Психологическая устойчивость.

Спокойный и уверенный в себе человек имеет на порядок меньше шансов попасть в ситуацию, в которой вообще придется драться, чем задиристый и неуравновешенный параноик, психотип которого требует реализации собственной агрессии. Здесь обычно кто что ищет, тот искомое и получает. Например можно вспомнить примету нынешнего времени - дерущиеся на дороге водители или соседи, не поделившие парковку во дворе. Вряд ли такие ситуации стали бы возможны без взаимного желания оппонентов помахать кулаками

5) Способность противостоять в поединке представителям других стилей.

Самый спорный и неоднозначный аргумент, который выдвигают в качестве основного любители стилевых сравнений. Если вы не выступаете в межстилевых соревнованиях, живете обычной жизнью, то каков шанс на то, что вы сойдетесь в поединке с представителем другого стиля? А если такое и произойдет, то результат - дело случая. Речь ведь не о ринге. Мало того, есть случаи, когда абсолютно неподготовленный человек со страха укладывал профессионала. Просто судорожное движение и удачное попадание. В виде исключения, в данную категорию можно включить людей, которые просто не могут обходиться без того, чтобы бесконечно проверять собственные умения на ком то еще. Но здесь основную движущую роль играет скорее комплекс неполноценности, нежели какая-то практическая польза.

Но, тем не менее, на любом тематическом форуме из года в год поднимается тема - что будет, если взять айкидоку (представителя винчун, ушу и пр.) и поставить его против боксера, каратиста, бойца ММА и т.д.? Очень напоминает очередную примету времени - бесконечные киносиквелы "Фредди против Джейсона", "Чужие против Хищника" и т.д. Идея эта стара и обычно крайне проста. Мол, чего тут рассуждать? Ставим в ринге представителей двух направлений и пусть дерутся. Кто победил, у того и стиль эффективнее.

Может это и верно, правда исключительно с позиции банальной драки, но всё же именно вопрос понимания того, как, почему и для чего изучается тот или иной стиль, является здесь определяющим. Конечно, если исходить из посыла, что все виды боевых искусств, придуманные человечеством, должны побеждать всех вокруг, и это их единственная задача, то и разговаривать дальше не о чем. Эту тематику лучше оставить для идеализирующих мир подростков. Но если разобраться, история и идеология боевых искусств крайне сложна и имеет множество различных нюансов, поэтому, если бы смысл был только в простом физическом уничтожении противника, унификация всех искусств в нечто, наподобие современного ММА, уже произошла бы, а разнообразия стилей попросту не существовало. Зачем придумывать сотни разновидностей колеса? Но дело обстоит совершенно иначе. Те, кто хочет побеждать всех на ринге, вынуждены изучать всего понемногу - борьбу, ударную технику, страховки, защиту от всех возможных атак и много чего еще. Однако это не гарантирует победу даже если рассматривать топовых бойцов ММА. Несмотря ни на что, решить исход любого боя может случай. Один удар, неудачное техническое действие, случайность....да всё что угодно. Фактически, идеальной боевой системы (стиля) не существует.

Сложно поспорить с утверждением о том, что любой боец (представитель какого-либо направления спортивных или традиционных стилей), будет в наибольшей степени эффективен именно в том, к чему он непосредственно готовился. Человек, которого учили драться, бить руками и ногами - будет бить и драться. И в этом он будет лучше остальных. Кого учили бороться, тот будет стараться свести любое противостояние к удобному для себя партеру, и там он будет сильнее. Человек в принципе будет использовать тот арсенал, которому его научили в спаррингах, который "проходил" у него на соревнованиях и пр.

То есть, работать в привычных для себя условиях фактически спортивного поединка. И с этой точки зрения всё выглядит вполне разумно. Глупо ожидать, что по желанию ты выйдешь за рамки собственной подготовки. В таких условиях наиболее осмысленной позицией для оценки каждого направления БИ является то, чему именно в нем учат. Если всё упирается в навыки ведения боя по определенным канонам, это одно. Если помимо подготовки к поединкам в регулярных тренировках присутствуют элементы воспитания, этикета, или что-то еще, уже появляются допущения. В конце концов, именно то, ради чего человек приходит в тот или иной стиль, и является основным показателем. В качестве примера можно привести иайдо. Кому-то это направление кажется скучным, затянутым в движениях, да и просто устаревшим. Ведь никто с мечами по улицам не ходит. Но навыки, которые приобретаются в ходе занятий, никак бесполезными не назовешь. Такие вещи, как дух, терпение, скрупулёзность и множество других качеств иногда проходят мимо тех, кто занят исключительно искусством поединка.

Так что же можно сказать насчет цели вообще?

С направлениями вроде бокса, в том числе тайского, спортивного каратэ, самбо и т.д. всё понятно. Задача простая - победить соперника по определенным правилам, в четко ограниченных условиях и временных рамках. Победил,

О тестировании в Айкидо

Сергей Лазарев

1 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Очень часто можно слышать в видео роликах и разговорах айкидок или на форумах и чатах, как они «тестировали» своего товарища или даже Учителя, или Мастера другой школы…

Это ошибочный путь. И вот почему:

1. Если вы хотите протестировать человека, например на предмет его умения выполнять никаджо, то это нельзя делать в то время, когда «тестируемый» объявил, что собирается сделать никаджо. Для чистого тестирования, тестировщик должен не знать какой приём проводиться. Часто можно видеть, как такой «тестировщик», услышав «никадзё» ставит руку в положение, где логичнее делать икадзё, а услышав «икадзё» ставит руку в положение, где самым логичным будет делать никадзё… Но это хитрость не более, часто Мастер просто меняет такого ученика на другого и нормально показывает приём…

2. «Тестировщики» часто забывают что 80% Айкидо – это атеми ))) И в реальности будет применено атеми или будет произведена смена техники на более адекватную ситуации. Но «тестировщик» знает, что технику не поменяют потому что объявили именно эту технику, и атеми не входит в демонстрацию ))) Вот такой хитрец )))

3. Большинство техник Айкидо занимает в реальности не более 1 секунды, если время от идеи протестировать противника до завершения техники более 1 сек, то это не имеет ничего общего с реальностью. На занятиях техники замедленны в 30-60 раз! И, конечно, за это огромное время вы способны испортить любую технику.

4. В среднем любой айкидока способен испортить технику противнику на 3 пояса выше. Если у вас 1 дан, то вы способны сделать так, что во время медленного показа техники на вас, не получится сделать выбранную и оговоренную заранее технику ни у одного 3 дана, а может и у 4 дана. Хотя в джувазе всё будет работать хорошо.

5. Если вы на 3 пояса выше своего противника, то все его попытки вас «протестировать» видны невооружённым глазом, и какой смысл тратить свою жизнь на всяких «тестировщиков»? ))) Вокруг много адекватных уке )))

6. В ряде направлений айкидо применяется методы тестирования, то там о тестировании знает и уке и ште, и это часть общего развития, а не попытка исподтишка нанести укол…

7. Тестирование – это проявление эго ))) А в Айкидо эго – это основной ваш противник ))) Если вы «тестируете» противника, то вы явно уже не в Айкидо ))))

8. «Тайное» «тестирование» старшего учителя – это полное непонимание Рэй. Дело в том, что учитель всегда появляется после ученика. Взаимоотношение учитель - ученик – это всегда Рей(уважение). Как только у вас появилась идея протестировать старшего, вы не только проявили эго, но и проявили отсутствие уважения, то есть стали посторонними людьми и далее не способны учиться у этого человека, то есть сами наглухо отсекли от себя знания этого человека. И надо быть глупцом, чтобы думать что Мастер этого не заметил ))))

9. Один из переводов слово «уке» - это следующий, то есть двигающийся вместе с энергией противника… Желание «протестировать» мгновенно делает вас кем угодно, только не уке… То есть если в паре уке решил протестировать, а не следовать, то это уже не демонстрация Айкидо.

Вот небольшой перечень для раздумья любителям «протестировать» кого бы то ни было… Только реальный поединок на смерть способен быть тестом в Боевом Искусстве )))
Вспомним наставления Морихея Уесибы:
«Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению.»

«В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим "нанести поражение", то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.»

Базовые формы как основа обучения

Антон Болотов

4 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Ярославль

Додзё: Гоукенкан

Любой человек, далекий от боевых искусств (БИ), обычно представляет себе процесс обучения, как комплекс неких физических упражнений и приемов, которые, заучив до автоматизма, можно тут же без проблем применять на улице или соревнованиях. Проще говоря, пришел, позанимался немного, изучил два десятка приемов, и они стали работать. Однако это не так.

Для примера достаточно взглянуть на каратэ, а также любые иные виды, (в том числе и айкидо) где имеется формализованная обучающая база в виде основного набора движений, на котором строится стиль, или, попросту говоря, "кихон".

Базовые формы вряд ли можно встретить в чистом виде за пределами их применения в качестве инструмента обучения. Каратист не будет использовать базовый формат ката в поединке, или отжимания в качестве расслабляющих упражнений, и уж тем более не встанет на соревнованиях в глубокую стойку по аналогии с тренировками. Ведь базовые формы и стойки ни для чего кроме обучения не используются. Разумеется, бывают случаи, когда на практике техника срабатывает в жизни крайне близко к базе, но это лишь потому, что так сложились условия, да и то случаи эти крайне редки.

Идея обучения какому-то стилю, его эффективность, вовсе не зависят от количества изученных приемов, к чему так стремятся новички. Обычно они видят, как вместо ожидаемых ими многочисленных красивых приемов, им с самого начала предлагается на первый взгляд скучный и неинтересный материал, где не надо никого ломать и бить, а напротив, требуется полная сосредоточенность на том, куда поставить ногу, как переместить центр тяжести, как повернуть руку, причем на неискушенный взгляд это выглядит излишне формально, глупо, неудобно и т.д.

Иными словами, у большинства именно на этом этапе начинается своего рода «ломка», когда организм отторгает непривычные задачи, а мозг не готов к их выполнению, потому что это требует достаточно серьезных усилий. Одним из свойств человеческого мозга, является неспособность эффективно работать в многозадачном режиме. Соответственно подкидывая ему непосильную ношу в виде цельных приемов и техник, состоящих из комбинации сложных перемещений, необходимости постоянной координации и контроля, человек, будучи к этому неготовым, окажет себе медвежью услугу.

Большинство "знаний" и стереотипов обычных людей о том, как изучают БИ, у современного человека сформировано художественными фильмами, где правды крайне мало. Только красивая картинка. Однако не всё так просто. Ведь именно то, чего хочет и ожидает большинство новичков, приходя на тренировки, как раз и не происходит!

Этот фактор – один из основных в процессе "текучки" занимающихся. Идёт первичный естественный отбор, который определяет наличие в человеке настоящей заинтересованности, появление убеждения в правильности того, что он делает, упорства в достижении цели. Это свойственно далеко не всем. Но вряд ли кто-то будет спорить, что даже при изначальном отсутствии у любого человека определенных качеств, их в себе можно развить. Хватило бы терпения и желания.

В противном случае может возникнуть кризис мотивации, либо полное неприятие всего стиля БИ в целом.
Именно так появляются люди, которые прозанимавшись несколько месяцев, забрасывают тренировки, потому что скучно, некогда, лень и т.д., а также наиболее агрессивный контингент – те, кто обижен муштрой, дисциплиной, кто не ожидал такой сложности материала и необходимости изучать основы достаточно долгое время. Разумеется когда человек по вышеуказанным причинам не способен заниматься дальше, в ход идут любые оправдания, которые впрочем никому кроме них самих оправдывающихся не интересны.

Так для чего же изучается "кихон" и какова его роль? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо вспомнить одну простую вещь, а именно систему высшего образования. Каковы признаки того, что вы попали в серьезное учебное заведение?

Вы (или государство) заплатили деньги, чтобы получить возможность учиться. И это именно возможность, а не гарантия, что вы научитесь. Вам с порога говорят – забудьте все, что вы изучали ранее и воспринимайте материал так, как она вам преподносится здесь и сейчас. Преподавательский состав ничем вам не обязан, т.е. люди находятся на работе, они дают материал. Изучать его или нет – полностью ваше дело. Если вы считаете материал скучным и прогуливаете лекции, или просто пропустили часть занятий по каким-то иным причинам, то вклиниться обратно в учебный процесс неимоверно сложно. Ведь придется выучить пропущенное, иначе дальнейший прогресс не имеет смысла (особенно в точных фундаментальных науках). У вас есть выбор – изучать материал добросовестно ради того, чтобы его ЗНАТЬ, либо, например, дать взятку и овладеть предметом формально, на бумаге.

Чем же должно отличаться обучение в ВУЗе от обучения в школе БИ? По сути - абсолютно ничем. Везде отношение во всех смыслах должно быть идентичным, в противном случае сама идея обучения теряет свою актуальность.

А теперь задайте себе простые вопросы: Почему многие готовы платить большие деньги в ВУЗе и часто не готовы отдать эквивалент стоимости бутылки пива за одну тренировку? Почему заплатив деньги за возможность тренироваться в зале, люди считают, что их обязаны учить? Может это всё же возможность учиться? Почему восприняв материал на уровне школы невозможно на этой базе учиться дальше без преподавателя, а тем более делать научные открытия без руководства опытного специалиста? Возможно ли научиться чему-то сложному сразу и без особых усилий? Сможете ли вы ради быстрого прогресса выкинуть все из головы и начать работу с чистого листа? Готовы ли вы скрупулезно работать над каждой мелочью, ради того, чтобы действительно стать лучше, а не выглядеть обычным недоучкой, который без возврата к пропущенному и шага ступить не может? Эти вопросы полезно иногда задавать себе во избежание потери ориентиров.

Но вернемся непосредственно к кихону, как инструменту достижения целей того или иного БИ. Первое и самое основное – кихон фактически заново учит человека ходить, причем делать это осмысленно, контролируемо и экономично. Причем у совершенства этого навыка осязаемый предел практически отсутствует, поэтому базовые перемещения нуждаются в постоянной практике. Соответственно, ничего страшного нет в том, чтобы на данный навык была потрачена уйма времени и литры пота. Ведь в итоге это напрямую скажется на эффективности техник. Я уже не говорю о сопутствующем самовоспитании, ведь процесс изучения базовых движений требует неимоверного терпения и преодоления себя прежде всего. Впрочем плюсы существенно перевешивают в случае, когда человек реально работает над собой, ведь именно так формируется фундамент, на котором можно строить любые виды дальнейшей специальной подготовки. Тренировка усидчивости, внимания, гибкости мышления, самодисциплины, аккуратности, а также целого ряда других качеств является существенным плюсом в развитии.

Второе – все эти шаги и повороты, как простейшие формы двигательной активности постепенно (от простого к сложному) готовят мозг к восприятию более сложных последовательностей действий (подробнее о построении устойчивых мускульно-нейронных связей и роли последовательности в обучении можно почитать у Н.А. Бернштйена). Следовательно, данный этап, будучи пропущенным или пройденным поверхностно просто не породит в мозге нужных взаимосвязей, что приведет в лучшем случае к формированию умения. Но проблема в том, что любое умение в отличие от навыка за одну секунду выветрится из головы в стрессовой ситуации.

Третье – использование строго регламентированных форм в отработке любой техники является важнейшей частью обучения. Стремление же как можно сильнее ударить, бросить человека, взять его на контроль как можно более жестко, с претензией на силу и мощь в обход базовых принципов, приведет к обратному результату. Простейшей аналогией здесь могут послужить мышцы-антагонисты, которые снижают эффективность действия, будучи задействованными одновременно.

Как минимум уже приведенных доводов должно быть вполне достаточно, чтобы понять важность и необходимость тщательного изучения базовых форм. Причем вид БИ не имеет никакого значения. Много раз я слышал мнения, что мол ради обретения культуры движений достаточно позаниматься 3-4 месяца и всё, можно двигаться дальше и обо всем забыть. Как правило, такое отношение приводит к печальным результатам, и вот почему.

Культура движений - это база, фундамент, который, в свою очередь ,порождает техники. Техники же, как инструмент, являются средством обретения универсальных навыков – тайминга, чувства дистанции, гибкости, координации, умения сфокусировать силу в одной точке, эффективно использовать центр тяжести и т.д. – список можно продолжать бесконечно. Теперь достаточно мысленно выбить из под всего перечисленного фундамент и понаблюдать, как быстро рушится все построенное и как стремительно деградирует при этом техника. Примеров в жизни очень много.

Культура движений (или если хотите «стилевой движок») это не просто визуальное содержимое, которое должно быть узнаваемым. Правильная стилевая техника любого направления экономична, рациональна, эффективна, и поэтому красива. Так уж она задумывалась изначально основателями – теми, кто совершенно не имел иллюзий по поводу методик обучения БИ.

Согласитесь, приятно посмотреть на техничных каратистов, боксеров, айкидок, фехтовальщиков и пр. Даже абсолютно далекий от БИ человек, сидя на диване перед телевизором, способен увидеть красоту техники, отличить ее подсознательно от корявых потуг так называемых "спортсменов", которые с фиолетовыми от перенапряжения лицами выясняют, кто же сильнее. Разумеется, силовой путь тоже может стать залогом победы, например, в соревнованиях, однако ни одно традиционное БИ этому не учит как основе.

Ни один вменяемый тренер не натаскивает спортсменов компенсировать недостаток техники силой. Техника всегда стоит во главе угла, а кихон в ней – основа любого движения. Только долгая работа над такими неприятными, скучными и «ненужными» базовыми формами являются залогом эффективности в будущем.

Подводя итог сказанному, любой процесс изучения чего-то нового тесно связан с неким набором навыков базового уровня, без которых дальнейшее продвижение вперед либо не имеет смысла вообще, либо является крайне ограниченным по степени прогресса. Чтобы изучать математику, надо как минимум выучить таблицу умножения, а также определенную последовательность действий и правил, которые давно доказаны, сформулированы и проверены на практике. Чтобы изучать удары и броски, надо научиться держать равновесие, правильно двигаться и поворачиваться, контролируя при этом позицию и активность собственного тела. Ведь смысл тренировок вовсе не в том, чтобы уничтожить противника, а в навыках сохранения контроля над ситуацией и над потенциальным противником. Следовательно вполне логичной является необходимость научиться начала контролировать себя, собственное тело и мысли, прежде чем пытаться проделать то же самое с другим человеком.

Практика многочисленных повторений одного и того же давно стала аксиомой при освоении единоборств. Однако это еще не весь рецепт формирования устойчивых нейронно-мускульных связей определенного толка, да и вообще освоения любого материала на приемлемом уровне. Многократные повторения должны быть еще и правильными. Неправильно повторяя движение раз за разом, можно всего лишь хорошо научиться делать его неправильно.

Известно, что существует масса маленьких нюансов, которые ученики обычно не замечают в работе мастеров. Причина в узости восприятия тех, кто в силу небольшого опыта еще просто не готов до конца понять определенный материал. Самый распространенный вопрос при этом - почему должно быть именно так, а не иначе. Т.е. «видеть» и «понимать» – совсем не одно и то же. Поэтому у мастеров техники работают, а у учеников (до определенного этапа) чаще всего нет.

Любой среднестатистический человек скажет, что не имеет никакого значения, если рука чуть-чуть не там, нога не совсем так развёрнута. Учитель от ученика отличается тем, что понимает эту огромную разницу, которая вопреки мнению большинства чрезвычайно практична, а не является плодом фантазии. Ошибка постановки частей тела буквально в миллиметры может изменить всё, от снижения эффективности до полного сведения на нет всей техники. Важность нюансов чаще всего недооценивается людьми более молодыми. Какие могут быть нюансы, если надо быстрее, выше, сильнее и как можно скорее? И только с ростом опыта, который может длиться от нескольких лет до десятилетий, приходит понимание.

Большинство буквально с порога зала сразу пытаются учиться техникам. Но без понимания это лишь механическое копирование движений, вникнуть в которые (в приемлемые сроки) большинство, как правило, не в состоянии. Естественно у любого человека внутри всегда присутствует какое-то объяснение происходящего, которое кажется ему логичным, мол, иначе и быть не может. Отсюда и огромная разница мнений на различных интернет-форумах, а также вопреки этой разнице - показательное единодушие во многих вопросах в среде профессионалов.

Пережитки традиционности закрытых восточных школ БИ конца XIX начала XX в.в. определяют подход «делай как я и возможно научишься». На самом деле это было лишь повторением чужих объяснений без «чувствования техники», суть - естественный отбор, позволяющий из 10 человек отобрать один талант, а остальных отсеять. Ну и естественно речь не шла о миллионах последователей, которым надо техническую чистоту школы донести в неизменном виде.

Сами традиционные школы давно начали понимать, что без систематизации знаний до мельчайших подробностей далеко не уедешь. Поэтому (во многом интуитивно) методы некоторых школ вплотную подошли к принятым в современной науке. Примером тому может быть старый добрый принцип обучения «от простого к сложному». Способ этот заключается в том, чтобы разбить технику на составные части и подводящие упражнения, которые позволят ученикам увидеть, а потом и понять, из чего состоят более сложные элементы. После этого достаточно объединить эти несколько простых движений снова в одно, целостное. А результат будет зависеть не от того, как ученик сможет скопировать материал, а от того, сможет ли он понять и освоить те принципы, которые универсальны для любого БИ и лежат в основе всей двигательной активности, от лежания в кровати до сложнейших комплексов упражнений или свободного оперирования принципами ведения боя.

Любая техника состоит из этих простых кубиков - базовых элементов. Правильные перемещения, распределение веса, синхронная работа частей тела и т.д. Одной из самых распространенных ошибок является преподавание изначально сложных элементов, в то время как отработке базовых движений уделяется недостаточное внимание (это же скучно, а людям реальность подавай и поскорее). Показали, как делать, поделали немного в начале тренировки и сразу приступили к «поединкам». Последнее, кстати, ещё более вредно, т.к. работа с партнёром нужна не столько для отработки базовой техники, как для развития чувства дистанции и тайминга, а это уже более высокий уровень.

Но у многих не хватает терпения или желания. Мало кто готов потратить несколько лет на шлифовку навыков базового характера, раскрытие сути перемещений, постановку работы бедер, ударов и других базовых технических действий, плюс изучение принципов, на которых они основаны. Это приводит к техническим, а впоследствии к тактическим и даже стратегическим ошибкам. Самостоятельно же увидеть свои ошибки, понять их суть просто невозможно.

Ошибки всегда являются отличным индикатором, который показывает уровень восприятия техники и принципов учеником. Чем выше наше мастерство, тем больше внимания мы уделяем мелочам.

Словарь основных терминов

武道の用語集   Словарь терминов боевых искусств.

   Термины, используемые в айкидо и других боевых искусствах Японии. Здесь вы не только ознакомитесь с их фонетическим звучанием и смыслом каждого термина, но также сможите выяснить их написание японскими иероглифами, что в свою очередь, возможно, обеспечит их истинное понимание.

   Необходимо помнить, что японский язык отличается большим количеством омонимов (слов, абсолютно одинаково звучащих, но разных по смыслу), отсюда проистекает частая игра слов, свойственная японскому языку. Для отсутствия путаницы при идентификации тех или иных слов необходимо отслеживать контекст и их иероглифическое написание.

   Порой возникают затруднения в понимании терминов при озвончении корней японских слов ( 稽古 кэйко - тренировка, в словосочетаниях озвончается до "гэйко"; например - 暑中稽古 сёчю-гэйко -  тренировки, традиционно проходящие в самую жаркую погоду ).

   Будьте внимательны, в силу ряда причин, в словаре не всегда соблюдена алфавитная последовательность внутри каждой статьи (буквы).

A

Ai - ай (японский: ) - гармоничный, сбалансированый, согласованный, правильный. Первый иероглиф в слове Айкидо (合気道) выбран не случайно для этого понятия. Он созвучен с иероглифом аналогичным по звучании но различным в значении и написании - ай - () - любовь. Здесь присутствует свойственная для японского языка игра слов.

Aiki - айки (японский: 合気) - гармоничный дух, настрой, ощущение гармонии. Этот термин сформировался задолго до основания айкидо. Можно отследить аналогичное чтение и написание в боевом искусстве Айкидзюцу Дайторю - 合気柔術  大東流 . Айки - фактически, основной принцип айкидо, ведь если нет айки - нет айкидо.

Aikidjutsu Daito Ryu - Айкидзюцу Дайторю - (японский: 合気術 大東流) - стиль дзю-дзютсу (柔術) Сокаку Такэда - фактический прородитель айкидо. Дословно можно перевести - школа гармоничной техники великого (большого) востока.

Aikido - айкидо - (японский: 合 気 道 ) - айкидо.

Aikido Yoshinkan - Айкидо Ёсинкан - (японский: 合 気 道 養 神 館) - Айкидо Ёсинкан - стиль айкидо, созданный мастером айкидо Годзо Сиодой учеником Морихэи Уэсиба.

Aite - айтэ (японский: 相手) - партнёр. Дословно - дружеская рука.