Горе, как рваное платье, надо оставлять дома. -- Японская мудрость

Об Айкидо

Об Айкидо.


Боевое искусство происходит от слова Бой, от того места, где можно получить боль, увечья, смерть. Прежде всего, понимание смерти основа БусиДо, пути война. Именно поэтому – это первая статья кодекса самурая БусиДо.

Самурай должен прежде всего постоянно помнить, помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги – что он должен умереть. Вот его главное дело.

Помнить о смерти.
Посещая тренировки в додзё помните ли Вы что можете умереть на татами? Многие ли, вчера, на прошлой неделе, в прошлом году участвовал в поединке, в котором увечья и смерть были реальным возможным исходом поединка? В кино «Спасти рядового Райна», летящие во все стороны конечности, ни кому кроме тех, кто был в подобных ситуациях, не говорят о реальности.  Кровь, льющаяся с экрана, по большей частью остаётся просто картинкой. В повседневной жизни, часто ли вы встречаете Смерть?

Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами.

БусиДо осталось без своего скелета, которым являлась Смерть. Именно этот скелет заставляет терпеть боль атэми на тренировках, именно этот «страх» смерти заставляет изнурительно тренироваться. Понимание Смерти заставляет человека сделать ещё один шаг над собой. Человек, видевший смерть и реальный боевой поединок, понимает, что даже малейшее преимущество может привести к победе, и именно поиск этих малостей заставляет терпеть боль стёртых коленей, сломанных рёбер и прочих частей обучения.
Родители, видевшие реальную смерть понимают, что отдавая своего ребёнка в додзё, синяки и переломы и тяжёлый труд – это преимущество в реальности.

Но если  он  живет лишь сегодняшним  днем  и  не  думает  о  дне завтрашнем, так,  что,  стоя  перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом  как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников  он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его  чувства долга и преклонения  будут  искренними,  а  его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.

Читая различную Японскую литературу про Боевые Искусства, я не раз встречал упоминания о том, что происходило с Боевым Искусством в век долгого мира. Самураи изучали Чайную Церемонию и Каллиграфию, а их меч редко пил кровь, а всё больше рубил скрученные циновки. Старики же сетовали, что прекрасный самурай в додзё, при отрубании головы может иметь бледный вид. Сегодняшних Айкидок нужно сравнивать с самураями мирного времени Японской истории. В отсутствии повсеместной смерти и сражений, человек начинает терять образ Смерти, но Смерть есть неотъемлемая части Мира, а жизнь есть стремление к Смерти.

Господин Наосигэ говорил: "Путь Самурая - это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым человеком"

Слова господина Наосигэ, на первый взгляд, кажутся глупыми. Но это происходит лишь от того, что в мирное время человек теряет или сознательно избегает мысли о Смерти. Философия дзен-буддизм пришедшая в Японию в XIII веке, говорила о том, что Жизнь по своей сути просто стремление к Смерти. С рождением ребёнка, рождается его Смерть. когда ты помнишь о Смерти, ты её не боишься, и твоя Жизнь - есть стремление к Смерти. А раз Смерть часть тебя, у тебя нет страха, и ни что не мешает поединку. Ты уже мёртв во время боя. Именно поэтому господин Наосигэ говорит, что один стремящийся к смерти побеждает десять не стремящихся и остаётся жить долго и счастливо. Для лучшего понимания можно сравнить с путешествием. Выйдя, Вы стремитесь  к конечной точке пути, но при этом хотите, чтобы ваш путь был полон радости и добрых моментов. Забыв о том куда вы идёте, останется лишь погоня за радостью и добрыми моментами. Праздная жизнь без Пути. Сравните образ праздного человека и война… И ответьте, сколько праздных может победить один воин? Господин Наосигэ, говорит что десять.

Но если он не  помнит о смерти, он будет беззаботен и  неосторожен, он будет  говорить  слова, которые оскорбляют других, тем самым давая повод для споров. Если на  это не обратят внимания, их можно будет разрешить, но если сделают упрек, он может окончиться ссорой. Если он прогуливается в увеселительных  местах среди толпы  без должной осторожности, то может столкнуться с каким-нибудь большим глупцом и будет тянут в ссору еще прежде, чем поймет это. Тогда  он может быть убит, имя его господина запятнано, а его родители и родственники осыпаны упреками.

Бронепоезд Айкидо стоит на запасном пути, но зерно идей вложенных в него Уесиба Морихеем живёт, вода в котле и огонь в топке позволят такому поезду в кротчайшие сроки привести свои принципы в Боевую готовность. В одной статье я прочитал историю женщины. На неё напали двое молодых людей и хотели отнять сумочку, как итог у одного два перелома у другого сотрясение, первые несколько часов по её словам, она не могла понять как так вышло, но потом до неё дошло, что посещение зала карате 30 лет назад, и занятия спортом все эти годы, дали свои результаты.
В критической ситуации, где Смерть становится реальностью, инстинкт самосохранения вытащит из человека всё, что только возможно для выживания. Другой вопрос, что тело должно быть в форме.

Все эти несчастья идут от того, что он не помнит все время о смерти. Тот же, кто делает это, будет, как и полагается самураю, говоря самому  или отвечая  другим, тщательно взвешивать каждое слово и не вдаваться в
бесполезные споры. Самурай не позволит никому заманить себя в ловушку, где он внезапно может оказаться в безвыходном положении, и потому избегнет зол и бедствий. И верхи, и низы, если они забывают о смерти, склонны к нездоровым излишествам в еде, вине и женщинах, поэтому они умирают преждевременно от болезней печени и селезенки, и даже пока они  живы, болезнь делает их существование бесполезным. Но те, у которых всегда перед глазами лик смерти, сильны и здоровы в молодости, а поскольку они берегут здоровье, умеренны в еде и вине и избегают женщин, будучи воздержанными и скромными во всем, болезни не иссушают их, а жизнь их долга и прекрасна.

Принципы Айкидо, прекрасно реализуются в жизни, в семье, на работе. Эти принципы работают в мирное время, позволяя решать бытовые конфликты. Сила принципа в том, что его можно применить в любой области, его можно применять везде, тренировать и совершенствовать его в любой ситуации, в этом мне кажется послание Морихея Уесибы, называвшего Айкидо - Искусство Мира.
Телевизор, журналы, кино да и просто жизненные наблюдения навязывают нам модель силового решения конфликтов  призывает к тому, чтобы конфликт с женой решать при помощи атэми. Конфликт с полицейским – атэми. Конфликт с босом – атэми. Морихей Уесиба призывал  причинять боль, бить и калечить, только когда в этом есть необходимость.

Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда - это и есть Искусство Мира. Уесиба Морихей

Специфика жизни меняет искусство, поэтому оно называется искусство, а не догма. Искусство гибко и следует за временем, чётко отвечая его реалиям.
Люди не верящие в принципы Айкидо вынуждены его постоянно тестировать, они стремятся к поединку чтобы доказать всем, и прежде всего самому себе, что часть жизни потраченная на изучение – Айкидо, потрачена не впустую и он владеет реальным Боевым Искусством. Но реальным Боевым Искусством, Боевое Искусство делает Смерть. Её реальность. Её ощущение.

Тот, кто живет в этом мире, может потакать всем своим желаниям; тогда
его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим, и не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца. Но если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не проявит неуемности и жадности, станет, как я говорил прежде, прекрасным человеком.
Самурай должен постоянно быть занят и общественным, и личным. Но когда бы у него не появлялось немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен забывать возвращаться к вопросу о смерти и размышлять о ней. Разве не сказано, что Кусуноки Масасигэ увещевал своего сына Масацуру всегда помнить о смерти? Все это предназначено для обучения юного самурая.

Вершина Боевого Искусства – это победа без сражения.

Лазарев Сергей.