Предположительно, как мастер боевых искусств, я не сражаюсь, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью, не делаю ни одного шага вперед и не отступаю ни на один шаг назад. Враг не видит меня. Я не вижу врага. Проникая туда, где небо и земля еще не разделились, где инь и ян еще не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо. -- Такуан Сохо

Форма или принцип?

Сергей Лазарев

2 Дан Ренсинкай Айкидо

г.Красногорск

Додзё: Косейкан

Встав на Путь боевых искусств, в частности Айкидо, ученик рано или поздно приходит к вопросу, что важнее форма или заложенный в ней принцип?

Попробуем в этом разобраться. Начать стоит с иероглифа: До (Путь). Когда у учения появляется этот иероглиф?

Когда основатель или группа исследователей смогли, путём исследования и практики, выкристаллизовать из всей массы движений, присутствующих в том или ином стили или направлении, принципы.

Понимание принципов — это более глубокий уровень понимания. К этому выводу неизбежно приходят все изучающие Айкидо.

Идя по жизненному пути, мы часто говорим о более глубоком миропонимании, мироощущении и мировоззрении того или иного человека, также и в Айкидо и других боевых искусствах, мы видим человека по изменению его понимания, ощущения и воззрения на изучаемое искусство.

В какой-то момент ученик начинает понимать принцип, ощущать принцип, и его воззрение меняется в сторону от формы приема к сокрытому в ней принципу. Принцип, заложенный в приёме, не является секретом, он является тайной и это глубокое отличие. Секрет можно легко рассказать другому, а он расскажет следующему и так далее, а вот с тайной так не получится, тайну можно напечатать даже в газете или популярном журнале с многомиллионным тиражом, поймут её лишь способные её понять. То есть тайна — это внутреннее понимание, а секрет внешнее. Секрет не требует внутреннего роста и перемен в миропонимании, мироощущении и мировоззрении, а тайна требует.

Читая книги, написанные Мастерами высокого уровня, задаёшься вопросом, а на каком уровне или в какие сроки человек вставший на Путь Айки, переходит от формы к принципу. И понимаешь, что такого ответа не существует. Этот процесс весьма индивидуален. Если вспомнить концепт Сю Ха Ри, то понимание принципов и владение ими это стадия Ри. То есть это пройденные в совершенстве стадии Сю и Ха. Но стадия Сю – это пятый дан. Это четкое и уверенное владение всеми формами базового курса Айкидо. И только там начинается стадия Ха. Свободно владея своим стилем, ученик начинает исследовать, ставить эксперименты, ломать формы, смешивать их в поисках сокрытой в них тайны, тех самых принципов. И долго ли продлится это исследование? Тут мы можем ответить лишь косвенно, говорят, что оно заканчивается с получением девятого или даже десятого дана. То есть девятые и десятые даны полностью раскрыли принцип, того или иного искусства. До этого они были в поиске, они исследовали форму, на предмет сокрытых в них принципов.

Книга Мицуги Саотомэ «Принципы Айкидо» казалось бы уже во введении дает ответ: «Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже.» и «Кто из Учителей прав? Какой способ выполнения ката правилен? Каков точный способ выполнения ката? Мне кажется, что все разные способы правильны, и при этом ни один нельзя назвать единственно верным.»

Но не всё так просто, иначе бы не было бы этой замечательной книги. Зачем Мицуги Саотомэ пишет эту книгу? Мой учитель говорит, что книга — это всегда исследование, и попытка создать коллективный разум для более глубокого исследования, описываемого в книге. И это относится к любой книге, даже к художественной литературе, и уж тем более к научной, к исследовательской литературе, к которой относится «Принципы Айкидо». То есть в 1989 году имея стаж в Айкидо 34 года, Мицуги Саотомэ ещё ищет ответы. Сейчас стаж в Айкидо у Мицуги Саотомэ шестьдесят восемь лет, но, к сожалению, новых современных книг написанных им нет. Что это может значит, возможно исследование закончено и принципы найдены, и открыв их он понял, что это невозможно выразить словами, нет смысла писать книгу. Всё уже сказано, принципы никто не скрывает, их говорят на каждом занятии и в каждой книге, каждая форма выполняемая в додзё содержит эти принципы, нет секрета есть тайна, понять же тайну можно только самому, её вам не сможет открыть кто-то другой, в зале или в книге.

Также мы можем вспомнить слова сенсея Тсутому Чида, главы школ Ренсинкай Айкидо, он рассказал на семинаре в Москве, то, что говорил Морихей Уесиба: «Первый этап — это постижение Земли, это камаэ, собственная устойчивость, Второй этап это Вода, поиск слабых мест противника, его разбалансировка, и Третий это – Воздух не сопротивление противнику. О-сенсей выделял на каждый из этих этапов минимум по десять лет».

И это тридцать лет на понимание основы. Тридцать лет практики. И тут можно вернуться к Мицуги Саотомэ, который после тридцати четырёх лет практики задался вопросом: «Принципы Айкидо».

Вспоминается прочитанное о квантовой физике, там есть способ отличить человека, который точно ничего не понимает в квантовой физике, он будет утверждать, что понял квантовую физику.

В восточной традиции говорят, что просветлённый Мастер никогда не скажет о себе что он просветлённый.

Морихэй Уэсиба, за несколько лет до своего ухода, в интервью, говорил, что он ещё ученик, что он всё ещё исследует Айкидо.

Подводя итог хочется сказать о всём том многообразии форм, встречающихся в Айкидо, вы можете увидеть десятки разных вариаций шихонаге или икаджо, техника будет называться одинаково, но иногда и чёрному поясу будет трудно уловит их сходство. Форма может весьма отличаться, но заложенный в ней принцип одинаков. Именно принцип делает форму эффективной и реалистичной.

Но принцип невозможно понять без формы, Мастера придумывают эти формы, чтобы помочь нам понять принцип, иногда сенсей может на одном семинаре дать двум разным ученикам, две немного отличающиеся формы, сделать акценты на разном, и это может показаться странным. И в обсуждении после семинара даже может вызвать споры и не понимание между учениками, посетившими семинар.

Но важно понимать какую задачу ставит перед собой сенсей. Если его задача в том, чтобы вы поняли принцип, поняли основу, то он будет трансформировать форму под вашу реальность, сохраняя её принцип и эффективность.

Если ученик стремится понять принцип, ему будет не столь важна форма, которую даёт Мастер, вить поняв принцип, ты сможешь с лёгкостью повторить всё многообразие форм, того или иного приёма.

Несмотря на всё сказанное, нужно понимать, что сенсей каждой школы выбирает из всего многообразия форм одной техники, некую основную, ту которую он дает на каждой тренировке, и это обусловлено необходимостью говорить на одном языке со своими учениками.

И поэтому бывает, что сенсеи разных школ одного направления, дают немного отличающиеся формы, ставят акценты на разном. В этом нет противоречия. Вспомним слова Морихэя Уэсиба: «Множество дорог ведут к вершине горы Фудзи. Но вершина эта одна – Любовь»

Лазарев Сергей.